" Мы говорим с Вами на одном языке "
Russian

Церковь Троицы Живоначальной в Затьмачье

    1
Церковь Троицы Живоначальной в Затьмачье - древнейшее каменное здание Твери, - была построена в 1564 году на пожертвования московского купца Гаврилы Андреевича Тушинского, направленного Иваном Грозным в Тверь для сбора торговых пошлин. За цвет кровли и глав, покрытых необычной белой черепицей, храм получил в народе прозвание «Белой Троицы». На первый взгляд это просто большая, красивая, величественная церковь, стоящая на площади в окружении старинных городских особняков, кажущихся рядом с ней совсем маленькими. Если же присмотреться, то сразу бросается в глаза не совсем обычное завершение храма: ее венчает не традиционное пятиглавие, а целых семь глав - одна большая, центральная, и шесть малых. Так было не всегда. Первоначально церковь была одноглавой, с позакомарным покрытием, и значительно меньше, чем сейчас, когда к ней пристроили большую трапезную и высокую колокольню. Изначально у церкви была только небольшая звонница («двои колоколы») над западным входом. В 1584 году к центральной главе добавили еще шесть - малых, боковых. Церковь пережила не один городской пожар и целый ряд перестроек. В 1787 году кровля храма уже была не позакомарной, а более практичной четырехскатной, покрытой тесом, а с юго-запада был пристроен Ефремовский придел. В 1793 году при ремонте были растесаны узкие щелевидные окна, перенесен северный вход в храм, поставлен новый иконостас и сделаны новые стенные росписи. 

В 1811 году вместо белой черепицы купола были покрыты белым луженым железом, а в 1812-1815 годах пристроили новую колокольню, - тогда она была ниже нынешней, в два яруса. Третий ярус с небольшим шатровым верхом поставили уже в 1787 году.

Древнейший сохранившийся храм еще до революции периодически становился кафедральным городским собором, когда в Спасо-Преображенском соборе велся ремонт. В советское время в храме практически не прекращались богослужения. Возможно, свою роль сыграло местоположение церкви - в тихом районе, в отдалении от оживленных улиц. С 1935 года собор передали «обновленческой» церкви, а позднее, перед началом Великой Отечественной войны, закрыли. Когда фашисты взяли Тверь, собор был открыт и осквернен. С 1944 года в нем вновь начались богослужения, которые не прекращаются по сей день.

К сожалению, сейчас мы не можем увидеть прежние округлые главки храма - в 1996-1997 годах они были заменены на шлемовидные и покрашены в черный цвет. Церковь Белая Троица в Твери своеобразный свидетель драматических событий в истории города: учиненного опричниками Ивана Грозного погрома,"литовского разорения", пожара 1763 года...По дошедшему до нас преданию, церковь служила убежищем для тверитян, спасавшихся от врагов, и была связана с Тверским кремлем подземным ходом (попытки обнаружить этот ход при раскопках в 1873 году успеха не имели). В церкви Белой Троицы сохраняется одна из святынь Тверской земли - рака с мощами преподобного Макария Калязинского, перенесенная сюда в 1930-х годах, после уничтожения Троицкого монастыря в Калязине.

" We talk to you in one language "
English

White troica

    1
Church of Life-Giving Trinity in Zatmachye is the oldest stone building in Tver city. It was built in 1564 by donations of Moscow merchant Gavrila Andreyevich Tushinskiy sent by Ivan the Terrible to Tver city to collect sales duties. The temple was popularly named "White Trinity" for the color of its roof and domes covered with unusual white tiles. At first sight it's just a big, beautiful, majestic church standing in the square surrounded by old mansions which seem very small as compared to it. If you look closely, unusual completion of the temple shall strike your eyes: its design in not five-domed by tradition but seven-domed - one large central dome and six small ones. It has not always been like this. The original church was single-domed and much smaller than it is now, when a large refectory and high bell tower are added. Initially, the church had only small belfry above the western entrance. In 1584 the central dome was added another six - small side ones. 

The church has experienced many fires in town and a number of rearrangements.

Before the Revolution, the ancient intact temple used to be a city cathedral, when the Transfiguration Cathedral was under repair. In Soviet times, the temple almost did not stop divine service. Perhaps the church location - a quiet place away from the busy streets - played much role. In 1935 the cathedral was handed over to the "Renovated Church", and later, before the Great Patriotic War, it was closed. When the Nazis took Tver city, the cathedral was opened and desecrated. In 1944 it began divine service that has been kept up till present.

Unfortunately, we can not see the former round domes of the temple because in 1996-1997 they were replaced with the helmet-shaped and painted black. The White Trinity Church in Tver city is a kind of witness of the dramatic events experienced by the city: the pogrom committed by the oprichniks of Ivan the Terrible, "Lithuanian plunder", the fire in 1763... According to the surviving legend, the church was as a refuge for Tver's dwellers who escaped from enemies, and had the underground passage that connected it with the Tver Kremlin (excavations in 1873 in order to find this passage had no success). 
 
The White Trinity Church preserves one of the shrines of the Tver land - the reliquary of St. Macarius of Kalyazin, transferred here in 1930s, after destruction of the Trinity Monastery in Kalyazin city.

Essential information